ИскусствоМодаПутешествияКиноСобытия
Сегодня: 28.05.2017 13:23:59 Погода в Киеве: +22°C | Ветер: 4м/с | 751мм рт. ст. | 16°Cвода | Влажность: 38% | Малооблачно

Если верить Киру Булычеву, автору незабвенных приключений Алисы Селезневой, менее чем через 100 лет мы будем перемещаться по воздуху в автомобилях-капсулах. Так ли мы ошибаемся, представляя авто завтрашнего дня именно таким, каким его создала фантазия писателя в 70-х годах прошлого века?

Современные футурологи, опираясь на разработки ученых, пророчат автомобилям полную роботизацию. Конечно, гораздо приятней ездить в машине, управляемой роботом, который никогда не устает, не пьет и не говорит по мобильному телефону. Робот сможет лучше анализировать обстановку на дороге и быстрее принимать решения. И такие перспективы сегодня не кажутся фантастикой, ведь роботы-компьютеры постепенно внедряются в систему управления авто. Роботизированные коробки передач, ABS, автоматическая парковка, GPS, синтезатор речи (как в такси Брюса Уиллиса в «Пятом элементе») уже не новинки. Другое дело – чем эти автомобили будут «питаться».

Воздух

10 лет назад альтернативные виды топлива, кроме дизеля и газа, казалось, не имели шансов пробиться на массовый рынок. И вот, в 2000 году СМИ заронили в умы потребителей надежду на появление в скором времени машин, ездящих… на сжатом воздухе. Подкрепляли они свои слова презентацией автомобиля e.Volution. Ожидалось, что он сможет без дозаправки проехать около 200 км со скоростью до 130 км/ч. Стоимость поездки обозначили в 30 центов. Революционная новинка была представлена на автосалоне в Йоханнесбурге французской фирмой MDI (Motor Development International), которая тут же объявила о намерении начать серийный выпуск таких авто. Новость о революционном двигателе разносилась по всему миру, а вот параметры его описывали по-разному. Со временем публикации стали настолько противоречивыми, что перешли в разряд абсурда, а сайт компании вовсе пропал, словно его и не было. Говорили, что причиной тому был сговор нефтяных магнатов.

Менее чем через 10 лет изобретатель двигателя снова заявил о себе и своем детище. Французский инженер-моторостроитель Гай Негре, известный как разработчик пусковых устройств для болидов Формулы-1 и авиационных двигателей, открыл новую главу в истории таких разработок. Американская компания Zero Pollution Motors объявила о скором выводе этих необычных машин на рынок США.

Параллельно, MDI заключила соглашение с индийским автогигантом Tata на выпуск и продажу «воздушных» легковушек, разработанных Негре. 6-цилиндровый двигатель Dual-Energy, мощностью 75 л.с., установили в шестиместной легковушке CityCAT. Кузов сделали из стеклопластиковых панелей на силовом алюминиевом каркасе. И все это по цене около 10 000 долл.

Однако после громких заявлений о «воздухомобиле» почему-то забыли. В 2008 году дело почти подошло к серийному выпуску экзотической техники, но подтверждения существования CityCat на улицах США так и не нашлось.

Интересно, что о распространении в будущем автомобилей на сжатом воздухе писал еще в 1860-ом один из первых фантастов – Жюль Верн. Его прогноз был основан на технической новинке того времени. Тогда в Европе получили некоторое распространение машины на сжатом воздухе (городские трамвайчики, грузовики и внутризаводской транспорт). Только в силу возможностей техники того времени запас хода на одной зарядке у этих аппаратов был крайне мал, так что о них быстро забыли.

Будет ли у этой истории продолжение, покажет время, а пока рассмотрим альтернативные двигатели, которые уже имеют реальное воплощение и постепенно выезжают на улицы. Пока не наших городов, но это вопрос времени.

Вода

Водород – самый экологичный вид топлива, ведь продуктом его горения является вода. А какое изобретение может быть лучше, чем автомобиль, который постоянно увлажняет окружающую среду! У этой технологии есть только один крошечный недостаток, делающий ее реализацию для масс почти невозможной, – это очень и очень высокая цена топлива. Водород можно производить из воды путем электролиза (получение водорода из воды путем пропускания через нее мощной электрической искры) или получать его из попутного нефтяного газа. В любом случае цена такого топлива будет гораздо выше, чем у бензина.

Тем не менее, вопрос стоимости не останавливает разработки таких двигателей, и российский ВАЗ уже создал опытный образец Нивы ВАЗ-2131. Более значительны достижения концерна BMW: здесь сделали седан 750hL с 12-цилиндровым смешанным двигателем, который может работать как на водороде, так и на бензине. Он может разгоняться до 227 км/ч и проехать без дозаправки около 320 км. Экспериментальное авто покрыло дистанцию в 80 000 км. Более того, в ближайшие 10 лет ожидается серийный запуск этой модели, а точнее, как только инженеры решат проблему с хранением водорода – все-таки это ракетное топливо…

Конкурент под маркой Mercedes-Benz в 2011 году похвастался компакт-веном В-класса на водородных топливных элементах. В рамках промо-акции автомобиль проехал 5 континентов. Дитер Цетше, глава компании Mercedes-Benz Cars, возлагает большие надежды на этот автомобиль. Из 200 выпущенных машин все уже распроданы, что свидетельствует о заинтересованности потребителя в водородных автомобилях.

Электричество

Осенняя выставка в Токио-2011 показала уверенное оживление автомобильного рынка после кризисного застоя, а январский автосалон в Детройте представил такое количество концептов, что не осталось и тени сомнения: электромобиль – это не далекое будущее, это уже почти «сегодня». Парковки с оборудованными электрическими подзарядками на каждом паркоместе – вот «завтра» всего прогрессивного человечества. Двухместный электрокар «смарт» обещает стать серией с начала 2012 года.

Ученый Вернар Тильмец непосредственно занимается разработкой электродвигателей. Он видит ситуацию изнутри и рассуждает об электро мобилях с научной точки зрения: «В этой области происходит столько всего – от велосипедов с электроприводом до грузовиков. Однако революционного прорыва здесь ждать не стоит! Разработка большинства составляющих в электромобилях – это медленный и трудоемкий процесс. Многое приходится изобретать заново. Если вы хоть раз ездили в электромобиле, то обратили внимание на бес- шумную работу двигателя. При этом вы слышите звуки, которые раньше скрывали шумы двигателя. Они довольно неприятные, и от них надо избавляться. Это сложная задача для инженеров.

И разработки материалов для изготовления облегченного кузова автомобиля. Сталь – довольно тяжелый материал, а вот новые материалы на основе углерода намного легче. Конкурентная борьба среди автомобилей с альтернативным приводом в самом разгаре, и пока еще не ясно, какой именно двигатель станет самым востребованным. Я бы не сказал, что здесь уже определились какие-то лидеры. Иногда, это всего лишь вопрос маркетинга. Посмотрим, как будут развиваться события в ближайшие 2-3 года».

Фантастическое будущее уже сегодня

Концерны Volkswagen, BMW и Daimler уже сегодня начинают конкуренцию за автомобили будущего, вкладывают в разработку технологий миллиарды, чтобы и завтра остаться на ведущих позициях. Фото футуристических проектов они показывают общественности, ждут одобрения. Некоторые уже представи- ли готовые машины.

Ставку в авто будущего делают на экономичность и экологичность. Такие машины работать будут на электричестве, дизайн – футуристический: новое топливо повлияет на уменьшение размеров авто, а значит – и разгрузку транспортных сетей.

Одновременно, современная тенденция эргономичности оказывает на развитие автомобилей свое влияние. За океаном в Управлении перспективных исследовательских разработок Министерства обороны США (DAPRA) всерьез задумались о совмещении в одном объекте вертолета и авто и поручили соответствующее задание компании AVX. Разработчики обрадовались возможности скрестить эти две железяки и создали новый вид «колесно-лопастных» – внедорожник-вертолет AVX Aircar. У первопроходца получились довольно большие колеса – конструкторы сохранили все четыре – и две винтовых соосных системы, а также хвостовые винты, укрытые в кольцевых обтекателях. Гибрид сохранил характерные черты предшественников: как вертолет он «умеет» вертикально взлетать и садиться, летит со скоростью 140 км/ч, а как авто он способен развивать скорость до 80 км/ч. Трансформация из одного состояния в другое проходит в пределах минуты. Правда, перевозить он может не более 470 кг веса (4 человека).

Схожий проект, Tyrannos, для DARPA воплощает Logi AeroSpace. Он оснащен четырьмя малыми поворотными крыльями. Летающий военный автомобиль сможет осуществлять вертикальный взлет и посадку, и при весе чуть более 800 кг высота полета составит от 60 до 150 м. Использовать автомобиль планируют в заминированных зонах, для чего корпус Tyrannos покрыт пуленепробиваемой броней.

И таких разработок на сегодняшний день немало. 99% из них – являются лишь концептами, идеями будущего. Исключение составляет лишь летающий автомобиль Terrafugia компании Transition. Он не так элегантен, как Citroen DS Фантомаса, зато он существует – остальное можно доработать. В сложенном виде Terrafugia помещается в стандартный гараж. По шоссе разгоняет до 105 км/ч, а воздухе все 185 км/ч. Расход топлива при полете со скоростью 170 км/ч – 19 л/ч, а запас полета 780 км. Стоит это чудо примерно 194 000 долл. и обещает стать серийным в ближайший год.

Пророчества фантастов постепенно сбываются. Причем, чем более новая фантазия, тем меньше времени проходит до ее воплощения. Наука, дизайн, масс-маркет и экологичность тянут автомобиль каждый в свою сторону, из этого и получается нечто фантастическое. Чтобы узнать, куда заведут автомобиль будущего старания человека, ждать недолго. Единственное, чего мы не можем пока сделать, это перенестись в это самое будущее на машине времени. Ее уже давно придумали, а вот прототипа, пока, увы, нет. Или…

Анастасия Сафронова

  • 0

    В зимний период Эйфелева башня сжимается на 15 сантиметров.
    Скэтмен Джон страдал с самого детства заиканием, давшим нам одного из самых необычного музыканта 20 века.

    Пикассо признали мертворождённым. Спас ребёнка его дядя, который случайно пустил дым от сигары ему в лицо, и тот заплакал.

    Первый проект панельной пятиэтажки, положивший начало массовому строительству хрущёвок, создал дед Ильи Лагутенко.

    Новые Люди

    Название автомобиля Лада Калина в Финляндии — LADA 119, т.к. в переводе с финского Kalina означает «треск», «лязг», «хруст» и т.п.